Согласно пункту 18.4 Наставления по работе ДПС, сотрудники ДПС при остановке ТС обязаны подойти к автомобилю и в дальнейшем действовать в зависимости от причин, по которым была остановлена машина, состояния и поведения водителей.
Водитель, в принципе, имеет право общаться с ИДПС из автомобиля ( к примеру, опустив окно)
Согласно Наставлению и ПДД ИДПС может указать тебе на необходимость выйти из ТС в следующих случаях:
- для устранения технической неисправности автомобиля или при нарушении правил перевозки грузов;
- когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения;
- для проведения сверки номеров агрегатов и узлов ТС с записями в регистрационных документах;
- для проведения досмотра ТС и осмотра груза;
- когда водитель или пассажир подозреваются в совершении преступления;
- в иных случаях, когда требуется участие водителя в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам движения. (вот именно этот пункт и вносит всю неразбериху, как всегда - "в иных случаях")
В данном пункте 18.4 говорится только о предложении водителю выйти из кабины (салона) ТС, но ничего не сказано о распространённом требовании (приглашении) со стороны инспектора ДПС сесть в салон служебного автомобиля. Водитель обязан сесть в салон служебного автомобиля только в том случае, если инспектор производит его задержание и собирается доставить в милицию. Во избежание провокаций со стороны сотрудников ГИБДД на предмет склонения водителя к даче взятки, проведения незаконного освидетельствования с применением трубок "контроля трезвости", нарушений при документировании и составлении протоколов, водителю лучше находиться или в салоне своего автомобиля, или стоять рядом с ним на виду у других граждан.
Так говорит закон. На деле, лично я, к примеру, из авто при остановке ДПС не выхожу никогда. Открываю окошко и общаюсь. Однако, если приглашают в канарейку, выхожу (справедливости ради стоит отметить, что в 90 % случаев приглашают только в случае нарушения ПДД, караемого штрафом, объяснив необходимостью составления протокола).
Достаточно часто бывают курьезные ситуации - останавливает ИДПС, торможу, он стоит метрах в 5-10 сзади (никогда не тороплюсь при остановке, выбираю место на обочине - зеркала и бока машины дороже, чем лишние двадцать шагов для инспектора), стоит, смотрит на машину, в ожидании водителя. Я сижу. Так проходит секунд 20. После чего машет палкой - езжай